Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
623503, Свердловская область, Богдановичский район, поселок Полдневой, улица Ленина, дом
15, тел. 8(34376)5-45-38, e-mail: mkdou7@uobgd.ru
Согласовано:
Педагогическим советом
(протокол № 2 от 20.08.2025г)
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ № 7
_______________ Л.Г.Горинова
приказ от 20.08.2025г. № 97
Положение о проведении педагогической диагностики (мониторинга) достижения
воспитанниками Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 7» планируемых результатов освоения Образовательной
программы дошкольного образования
1. Общие положения
Настоящее положение о проведении педагогической диагностики достижения воспитанниками
планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №7
(далее – положение) разработано на основании:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»;
– приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
– письма Минпросвещения России от 11.06.2025 № 03-1227 «О направлении разъяснений» (вместе с
разъяснениями положений приказа Минпросвещения России от 06.11.2024 № 779 в части реализации
образовательных программ дошкольного образования);
– образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 7 (далее – ОП ДО);
– Уставом МАДОУ № 7 (далее – ДОУ).
Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее организации и
методах решает непосредственно ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО.
Педагогическая диагностика является внутренней процедурой ДОУ в рамках ВСОК ДО.
Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор, анализ и хранение данных
о деятельности образовательной системы, являющейся основой для прогнозирования ее развития, что
обеспечивает своевременную корректировку образовательного процесса.
Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОУ планируемых результатов
освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на изучение деятельностных умений
ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.
В рамках педагогической диагностики педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития
воспитанников и анализируют освоение ими содержания пяти образовательных областей:
– физическое развитие;
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие.
Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОУ не требует согласия их
родителей (законных представителей).
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие воспитанников и получить
информацию об уровне освоения ими ОП ДО.
Задачи:
– выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития каждого воспитанника;
– оценить эффективность педагогических действий в ходе реализации ОП ДО;
– оптимизировать по итогам педагогической диагностики работу с отдельными детьми и всей
группой;
– скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной деятельности с
воспитанниками, совершенствовать РППС.
Принципы педагогической диагностики:
– принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе освоения воспитанниками
ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную группу педагоги применяют критерии и
методы педагогической диагностики с учетом возраста детей и усложнения образовательных задач и
содержания образовательной деятельности;
– принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны родителям (законным
представителям) воспитанников и педагогам, которые непосредственно с ними работают, но не подлежат
внешнему контролю, а в остальных случаях используются только в обобщенном виде и не подлежат
внешнему контролю;
– принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают изучаемые
показатели, диагностические методы, сроки и организацию обследования на основе научных
исследований;
– принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с соблюдением этических
норм и правил;
– принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику без нарушения
режима пребывания воспитанников в детском саду и минимальными усилиями получают достаточное
количество диагностической информации;
– принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика проводится в
установленные сроки на протяжении всего периода пребывания воспитанников в детском саду;
– принцип динамичности – диагностический инструментарий, который применяют педагоги,
позволяет им в установленные сроки провести педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников:
– позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и оценивать их динамику;
– учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из направлений;
– позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного
разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать возрастные закономерности развития на
основе оценки изменений деятельности воспитанника.
Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах: – стартовая диагностика
– на начальном этапе освоения воспитанником ОП ДО в зависимости от времени, когда он поступил в
ДОУ, и с учетом адаптационного периода – в течение двух месяцев;
– в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года (финальная диагностика) – на завершающем
этапе освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью определения динамики развития
воспитанников.
Результаты педагогической диагностики в начале (октябрь) и в конце (апрель) учебного года
педагоги фиксируют с 1-го по 15-е число месяца.
Распределение функций при проведении педагогической диагностики воспитанников ДОУ:
– старший воспитатель обеспечивает условия для проведения объективной оценки
индивидуального развития воспитанников: помогает выбрать диагностический инструментарий,
консультирует педагогов, которые испытывают сложности в проведении педагогической диагностики и
анализе ее результатов;
– специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) проводят
педагогическую диагностику по своему направлению развития воспитанников; анализируют результаты
диагностики и определяют задачи работы с воспитанниками, в том числе индивидуальной,
коррекционной;
– воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников в своих возрастных
группах, анализируют результаты педагогической диагностики и определяют задачи работы с
воспитанниками, в том числе индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОУ осуществляется с помощью
малоформализованных методов диагностики: наблюдение, свободные беседы с детьми, анализ продуктов
детской деятельности, анкетирование и интервьюирование родителей.
3.6. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, коллегиально, соотносят свои наблюдения
и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в
отношении каждого ребенка. Если не все критерии совпадают, то выделяют промежуточные уровни:
низший/низкий, низки1-й/средний, средний/высокий. Каждый последующий уровень определяет для
ребенка «зону ближайшего развития». Составляют индивидуальные профили эффективности
педагогических воздействий для каждого ребенка. Данные по группе детей систематизируют и отражают
в таблицах.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют
образовательную деятельность с воспитанниками каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным областям воспитанников с особыми
образовательными потребностями.
В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика, сравнительный анализ
результатов на начало и конец учебного года с целью определить эффективность педагогических
воздействий. По результатам педагогической диагностики с учетом выявленных проблем проводится
проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также организация методической
работы с педагогами.
По результатам педагогической диагностики воспитатели и специалисты ДОУ заполняют
индивидуальные карты развития на каждого воспитанника ДОУ и предоставляют их старшему
воспитателю.
4. Инструментарий педагогической диагностики
Для проведения педагогической диагностики воспитатели и специалисты ДОУ используют
Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение
индивидуального развития детей. Средняя группа/ Ю.А. Афонькина. Данная модель педагогической
диагностики разработана на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области
детской психологии и дошкольной педагогики.
В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения воспитанниками ОП
ДО и оценить уровень их развития, используются:
– наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с воспитанниками, беседами,
играми, рассматриванием картинок;
–анализ продуктов деятельности воспитанников;
–диагностические беседы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих образовательных
ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода воспитанников в ДОО и ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих
педагогическую диагностику
Педагоги ДОУ несут ответственность:
– за тактичное отношение к каждому воспитаннику во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
– ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих должностных лиц (в
рамках их должностных полномочий);
– соблюдение конфиденциальности;
– качество проведения обследования воспитанников;
– доказательность выводов по итогам педагогической диагностики воспитанников;
– заполнение диагностических карт по итогам диагностических мероприятий в установленные
сроки.
6. Документация
Педагоги, которые осуществляют педагогическую диагностику, планируют индивидуальную
работу по итогам педагогической диагностики в начале учебного года с воспитанниками с особыми
образовательными потребностями, одаренными и другими воспитанниками – при необходимости.
Диагностические карты хранятся у педагогов, аналитический обобщенный материал по итогам
педагогической диагностики воспитанников – в методическом кабинете ДОУ.
Карты оценки индивидуального развития детей, записи в ходе педагогической диагностики
являются рабочими материалами педагогов и не подлежат проверке. Их форму и способ ведения выбирает
ДОУ и закрепляет локальными актами.