Статус программы: В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) реализуется основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования (далее – ОП ДОУ) в группе общеразвивающей направленности для детей 6-го года жизни (далее – группа). Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми представлено в рабочей программе по реализации основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования (далее – РП), разработанную в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г №1155; с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещенной в Реестре примерных основных образовательных программ (протокол от 20.05.2015 №2/15) и с учетом учебно-методического комплекта программ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и методическими пособиями и формами организации образовательной деятельности с детьми (в части формируемой участниками образовательных отношений) в виде парциальных образовательных программ: Толстиковой О.В., Савельевой О.В. «Мы живем на Урале», С.Н. Николаева «Юный эколог». Направленность: общеразвивающая Возраст обучающихся: 5 - 6 лет Срок реализации программы: 1 год Разделы программы: Содержание Рабочей программы включает три основных раздела целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел содержит пояснительную записку рабочей программы старшей группы. Определяет её цели и задачи, принципы и подходы, планируемые результаты освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка в пяти образовательных областях. Организационный раздел включает: режим дня, материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Основная программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы Цель: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Задачи: - обеспечить преемственность целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования. - Развивать познавательную активность детей, творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности. - Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению. Парциальная программа Толстиковой О.В., Савельевой О.В. «Мы живем на Урале» Цель: воспитание любви к малой Родине, родному краю осознание его многонациональности, многоаспектности; формирование общей культуры личности с учетом этнокультурной составляющей образования; Задачи: • формировать познавательный интерес к истории своей семьи, ее родословной; • воспитывать чувство родовой чести, привязанности, сопричастности к общим делам, любви и уважения к членам семьи • развивать у детей интерес к родному городу (селу): к улицам, районам, достопримечательностям: культурных учреждениях, промышленных центров, памятников зодчества, архитектуре, истории, событиям прошлого и настоящего; к символике (герб, флаг, гимн), традициям; • развивать способность чувствовать красоту природы, архитекту¬ры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее; • содействовать становлению желания принимать участие в тра¬дициях города (села), горожан (сельчан), культурных мероприятиях, социальных, природоохранных акциях; Парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Цель: формирование у детей осознанно правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам. Форма занятий: экспериментирование; проблемные и игровые образовательные ситуации; развлечения; наблюдение; чтение художественной литературы; продуктивная деятельность; занятия, пальчиковая гимнастика; дидактические игры. Задачи: • Способствовать накоплению знаний о особенностях жизни отдельных существ, биоценозов; • Формировать элементарные представления о приспособительных зависимостях живых организмов от факторов внешней среды; • Формировать представление о взаимосвязях внутри природных сообществ; • Познакомить детей с природоведческой литературой; • Развивать способность творчески воспроизводить впечатления о природе отражать их в разных формах изобразительной деятельности. • Воспитывать бережное, ответственное и эмоционально-положительное отношение к природе; Краткое содержание: Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественноэстетическому. Ожидаемые результаты: - Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. - Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. - Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. - Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. - У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. - Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело. - Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.