13.10.2024
Консультация для
родителей
«Так ли важно рисование
в жизни ребенка?»
Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности
индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную
личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни
человека. Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами
жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять
примитивным складом мышления людей древности. Однако, скорее всего, были
какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело
занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.
Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в
определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как
свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию
остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового
возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей»,
«головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно
схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциальной природе детского
рисования.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и
движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем.
Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких
понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских
рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает
овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают
свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных
форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат
для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых
удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает,
что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным
переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в
рисунках. Рисунки эти строго отражают этапы развития
зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается
в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного
изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в
этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется
окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая
значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям
нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение
одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих
ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных
взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется
конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария
мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает
левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью.
Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и
ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в
образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении:
детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя,
ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка
свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне
времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а
обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими
признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая
себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо,
как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование
«графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением,
двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует
развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает
ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель
все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный
информационный и коммуникативный канал.