13.10.2024
Консультация для
родителей
«Организация
самостоятельной изобразительной деятельности детей».
Дорогие родители, все дети любят рисовать, лепить, вырезать, мастерить. И
делают это самозабвенно и искренне. Хотя конечно, детские работы далеки от
произведений искусства, редко практически применимы, да и художниками
становятся совсем не каждый. Тем не менее, ИЗО деятельность (рисование, лепка,
аппликация) имеет огромное значение для развития ребенка.
Что же происходит, когда ребенок рисует, лепит, делает аппликацию?
Закрепляются и уточняются представления об окружающем мире, т.к. ребенок
изображает не предмет (явление), а то, что о нем знает.
ИЗО деятельность дает ребенку возможность выразить свое отношение к
действительности.
Ребенок учится смотреть и видеть, различать и сравнивать, вспоминать и
запоминать, планировать и анализировать, воображать и фантазировать. Спрашивать
и рассказывать, и объяснять. Другими словами, развиваются все психические
процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь).
Укрепляется мелкая мускулатура рук, развивается ручная моторика.
И развиваются способности детей.
Формируется, и развиваются самостоятельность, целеустремленность, умение
приложить волевые усилия (произвольность), желание сделать, что-то для других
людей.
ИЗО деятельность предоставляет широкие возможности для развития ребенка, т.
к. является одним из основных видов деятельности в дошкольном возрасте (наравне
с игрой).
Для тог чтобы сама ИЗО деятельность была полноценной, необходимо создать
соответствующие условия и дома.
·
Наличие стола и стула для детского творчества, соответствующего росту
ребенка и находящегося в хорошо освещенном месте Наличие и разнообразных
материалов:
·
Бумага
·
Картон
·
Краски (акварельные, гуашь)
·
Баночка для воды
·
Цветные и простые карандаши
·
Фломастеры и маркеры
·
Кисти (мягкие и жесткие) разных размеров
• Восковые мелки
·
Клей (ПВА или карандаш)
·
Клеенка
·
Ножницы с закругленными концами
·
Пластилин
·
Стеки, штампики (ими могут стать колпачки от фломастеров, рельефные
пуговицы) и т.п.
·
Дощечка для лепки
·
Материалы для нетрадиционного рисования.
Изобразительный материал должен находиться в доступном для ребенка месте
(за исключением ножниц), чтобы он в любое время мог приступить к творчеству.
Заведите специальную папку, коробку для хранения детских работ. Хорошо если
есть возможность найти практическое применение рисунку (аппликацию) оформить в
рамку и повесить в комнате, подарить близкому человеку.
Организованная таким образом предметная среда обеспечит материальную базу,
для развития изодеятельности ребенка
Выше перечисленные материалы так же необходимы дошкольнику, как и игрушки.
Очень важно создать для ребенка не только соответствующие материальные
условия, но и психологические.
Организуйте интересную содержательную жизнь ребенка, обогащайте ее яркими
впечатлениями, обеспечивайте эмоционально-интеллектуальный опыт т.к. именно он
является основой творчества. Стимулируйте интерес и желание ребенка творить.
Верьте в его силы и говорите ему об этом. Будьте доброжелательными, искренне
заинтересованными в общении с ребенком.
Если ребенок увлеченно рисует или лепит самостоятельно и не просит вас о
помощи – не вмешивайтесь. Ваше вмешательство будет расценено ребенком, как не
уверенность в его способностях
Если ребенок просит, о помощи не отказывайте ему в этом помогите, но не
делайте все за него.
Говорите с ребенком о содержании рисунка, что он нарисовал, что еще
нарисует. Пока технические навыки не совершенны, не акцентируйте на это
внимание, а обратите внимание на аккуратность работы.
Не позволяйте насмешек в сторону рисунка ребенка.
Хвалите или критикуйте не ребенка, а его действия и их результат («Мне так
нравится, как ты слепил пирамидку, правда она немного кривая, давай ее
выпрямим»)
Поддерживайте ребенка при неудачах, но не обеспечивайте его переживания
словами. «Нашел из-за чего плакать!», «Подумаешь, краска растеклась». Лучше
окажите практическую помощь.
Бережно и осторожно относитесь и результатам детской деятельности, если они
потеряют значение для ребенка, он сделает это сам.
Такой подход в общении с ребенком не только обеспечит развитие творческой
деятельности, но и укрепит с ним ваши отношения, сделает их более близкими и
доверительными, поможет ребенку чувствовать себя любимым и защищенным.