11.10.2024
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ)
В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Детский сад – это часть общества, и в нём
отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать
процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался
во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой
задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных
информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий:
информационной и коммуникационной.
Информационные
технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные
технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с
внешней средой.
ИКТ включает в себя:
·
компьютер и интернет;
·
видеокамера и фотоаппарат;
·
DVD и CD;
·
мультимедиа и интерактивные доски.
Актуальность использования информационных
технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным
развитием информационного общества, широким распространением технологий
мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве
средства обучения и воспитания.
С уверенностью можно сказать, что ИКТ
являются неотъемлемой частью
процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей
нового поколения, но и удобно для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к
условиям реализации основной обще- образовательной программы дошкольного
образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от
20 июля 2011 г. № 2151, одним из
требований к педагогической деятельности является владение
информационно- коммуникационными технологиями и умениями применять их в
воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, использование
информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить,
качественно обновить
воспитательно- образовательный процесс в
ДОУ и повысить его эффективность.
Области применения ИКТ
педагогами в ДОУ:
·
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы;
·
подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
·
обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов
России и других стран;
·
оформление групповой документации, отчётов;
·
создание презентаций для повышения эффективности образовательных
занятий с детьми;
·
использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций
специалистов для родителей;
·
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования
фотографий, которые
позволяют управлять снимками так же просто, как
фотографировать, легко
находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
·
использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать
незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сцена- ми, фоновую
музыку или наложение голоса);
·
оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по раз-
личным направлениям деятельности;
·
использование электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Преимущества использования ИКТ в образовательном
процессе:
·
помогает формировать информационную культуру у детей;
·
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес;
·
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает
образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
·
движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
·
предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать
личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
·
помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и
др.);
·
с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития
педагога.
Используемая литература:
1.Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский
сад общеразвивающего вида №7»;
2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные
технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Моторин В. "Воспитательные возможности
компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
5. Интернет ресурсы.
Планирование работы с
применением ИКТ на год
Консультация для воспитателей:
«Применение интерактивных игр для
развития творческих
способностей детей дошкольного
возраста»
Использование
только традиционных методов обучения, как известно, неэффективно, поэтому
необходимы современные образовательные технологии.
На
современном этапе вопрос о применении в работе с дошкольниками новых
интерактивных игр всегда считался актуальным.
Интерактивная
игра — это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который
организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у
дошкольников возникает некое новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в
ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Интерактивная
игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры
используют для обучения детей.
Основным
видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра может быть любой.
В любое время года дети любят играть на улице. Однако в случае дождливых,
снеговых и морозных погодных условий дети, конечно, находятся продолжительное
время в помещении: дома или в детском саду. Не только для занимательного
времяпрепровождения, но и для развития и
обучения дошкольников допустимо дозированно, с учетом определенного
времени применять интерактивные игры. Варианты интерактивных игр большое
количество. Самое главное — выбрать нужную дидактического характера
интерактивную игру.
Использование
интерактивных игр в воспитании детей дошкольного возраста позволяет в простой,
доступной детям игровой форме дать представление об окружающем мире; научить
различать разнообразную гамму чувств, настроений. Применение интерактивных игр
на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста всегда дают
положительную динамику в развитии детей. Благодаря применению наглядных пособий
у детей активнее развиваются сенсорные способности, а также общие способности.
Например, музыкальные задания, выполняемые с помощью интерактивного стола,
значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его
самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий
характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус. Ценность этих
интерактивных игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес
и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания той
или иной области познания. Интерактивные игры должны быть разнообразны по
содержанию и красочно оформлены, иметь простую систему навигации, только тогда
они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, побуждать детей к
творчеству, развивать их.
Консультация для родителей:
«Дети и гаджеты»
В современном мире, где электронные
технологии развиваются стремительными темпами, получили своё развитие гаджеты.
Гаджеты – это смарт-телефоны, компьютеры,
ноутбуки, планшеты, и другие электронные устройства. Они слышат, видят, поют,
рассказывают и делают кучу разных мелочей. Заглянуть в интернет проще простого.
Удобные электронные штучки заполонили мир
и заняли место в нашей жизни. Гаджеты появились, чтобы помогать нам. Они делают
жизнь проще и комфортнее.
Однако, при чрезмерном увлечении
электроника, которая призвана помогать нам в жизни, может быть вредной для
здоровья.
Мы попробуем рассмотреть все аргументы
«за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что
«золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета
или смартфона) со следующей продолжительность
·
Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
·
6 лет — 20 минут;
·
7-9 лет — 30 минут;
·
10-12 лет — 40 минут;
·
3-14 лет — 50 минут.
Гаджеты можно рассматривать не как
средство развлечения, а как реальную помощь. Существует множество сайтов и
учебных приложений, направленных на развитие мелкой
моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков,
которыми вполне может пользоваться ребенок дошкольного возраста
Это развивает навыки самостоятельности и
учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как
развлечение.
Можно выйти в интернет и просмотреть интересующую
ребенка информацию.
В целом, электронные устройства уже прочно
вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их. Но надо четко
контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения,
а также извлекать выгоду из детских обучающих программ.
Врачи, педагоги и психологи считают, что
гаджеты могут покалечить психику ребенка и замедлить его развитие.
Нагрузка на зрение.
Известно, что люди, проводящие много
времени за компьютером, страдают от так называемого синдрома сухого глаза. Это
связано с тем, что из-за постоянной концентрации внимания человек перед
монитором реже моргает. В результате слёзная пленка высыхает и источается.
Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах, с которым дети борются
своеобразно — начинают тереть их грязными руками, что, в свою очередь, может
привести к конъюнктивиту.
Близорукости стоит бояться, если ребенок
систематически держит экран на маленьком от себя расстоянии. Глаза вынуждены
постоянно повышать резкость изображения, что чревато спазмом зрительных мышц.
Оптимальное расстояние между глазами и монитором — 60-70 см.
Пониженный тонус мышц.
Обратите внимание, когда вы играете в
гаждеты, то сидите в одной позе. Это приводит к нарушению кровообращения в
мышцах. После этого в ногах «покалывает», будто иголочки колют.
Долгое сидение перед компьютером или с
планшетом в руках лишает нас возможности двигаться, приводя к спазмам мышечных
групп
и нарушению осанки. Для детей это особенно опасно, так как их мышечный и
костный скелет все еще находится в стадии развития.
Наконец, интерактивные развлечения нередко
приводят к головным болям, поскольку напряжение, в первую очередь, ощущают
мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток
насыщенной кислородом крови к головному мозгу. Отсюда и головные боли, которые
проходят только после хорошей физической разминки или активной прогулки на
свежем воздухе.
Ущерб для эмоционального развития.
Детские психологи считают, что
злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок
все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру
мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного
устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать.
С другой стороны, такая зависимость
появляется только в том случае, если у ребенка нет альтернативных интересов.
Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку
проще потратить свободное время на
компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры
с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.
Злоупотребление гаджетами влияет на мозг и
нарушает сон. В результате у человека увеличивается риск развития бессонницы. А
недостаток сна приводит к нарушению внимания, памяти и к психическим
расстройствам. Постоянная нагрузка на глаза, перенапряжение нервной системы приводят
к истощению организма.
Играющий не совершает физической работы, а после игры он
чувствует себя очень уставшим, плохо спит, становится агрессивным, озлобленным,
нервным, у него ухудшается зрение.
Конспект НОД с икт по
познавательному развитию:
«Дикие животные в лесу»
Цель: Расширить и закрепить
представления детей старшего возраста о диких животных, их внешнем виде,
повадках, образе жизни.
Задачи:
Закрепить знания о диких животных.
Развивать внимание, память, логическое мышление,
связную речь, любознательность и фантазию.
Воспитывать интерес и любовь к животному миру,
уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему
живому и прекрасному.
Материалы: ноутбук, проектор, экран, искусственные елки, бумажные осенние листья,
картинки с изображением иголки, перышка, презентация «Колючие и пушистые», аудиозапись
«Звуки осеннего леса».
Предварительная работа: чтение
М.Пришвин «Лесные гости», «Пушок», беседа с детьми о жизни диких животных,
рассматривание картин с изображением диких животных, д/игра «Чей детеныш?»,
д/игра «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение
русских народных сказок о диких животных.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня чудесная осенний день и я приглашаю вас погулять в
лес. Нам будет помогать наш помощник – волшебный экран. Посмотрите, под ногами
красивые осенние листики. Как приятно по ним ходить. (Дети с воспитателем идут по группе под тихую мелодию «Звуки осеннего
леса», доходят до двух елочек).
Воспитатель: Какие красивые лесные елки. Тут на них картинки какие-то. Снимает с елочек картинки и показывает детям.
На первой картинке изображена иголка на второй пух (перо). Интересно, что бы
это значило? Я думаю, ребята это подсказки для нас. Наверное, нам встретится
что то или кто- то с чем- то острым и мягким пушистым. Стоп, вы слышите, кто-то
шуршит? Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Может быть мышка.
Воспитатель: Чтобы узнать отгадайте загадку: «Под соснами под елками лежит мешок с
иголками»
Дети:
Ежик.
Воспитатель: Верно, еж. Вспомните, как выглядит еж.
Дети:
Колючий, маленький.
Воспитатель: Посмотрите на экран. (Начинается
показ слайдов презентации)
1 Слайд: Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся
покрытая короткими серыми волосками. Черные как бусинки глаза кажутся
внимательными и умными, но видит еж плохо.
2 Слайд: А вот нюх у него прекрасный! Лапы у ежа короткие с
маленькими коготками.
3 Слайд: На спине еж носит колючие иголки. Они спасают
его от врагов. Свернется ежик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы –
попробуй -ка съешь его!
4 Слайд: Жилище себе ежик устраивает возле старых пней,
устилает свою норку сухими листьями. Запасов на зиму себе не делает. С
наступлением холодов он забирается в свой теплый домик и спит до весны.
5 Слайд: Питается еж червяками, мышками, лягушками, ядовитыми
змеями, жуками, ящерицами.
Воспитатель: Посмотрите, ребята я вам покажу, как можно
показать фигуру ежика, повторите вместе со мной. (Выполняется упражнение для развития пальцев рук «Ежик»: кулачок правой
руки прижать к ладони левой. Большие пальцы обеих рук соединить. Остальные
пальцы левой руки раздвинуть. Поменять руки.)
Воспитатель: А теперь давайте сделаем пальчиковую гимнастику: «Разговор с ежом»
- Что ж ты еж, выполняют упражнение
«ежик»
Такой колючий?
-Это я на всякий случай. Меняют руки.
Знаешь, кто мои соседи? Сжимают и
разжимают сплетенные
пальцы рук.
Лисы, волки, да медведи! Выполняют
упражнение «лисичка», затем имитируют движения медведя.
(Б.Заходер)
Воспитатель: Теперь вы расскажите, как выглядит еж? Что
помогает ему спасаться от врагов? Чем питается?
Ответы детей.
Останавливаются возле
обруча, лежащего на полу с рассыпанными в нем шишками.
Воспитатель: Кто-то забыл шишки?
Дети:
Белочки.
Воспитатель: А вы знаете, как выглядит белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Смотрите на экран. (Начинает
показ слайдов)
5 Слайд: Белочка – проворный зверек. Весной и летом шубки на них рыжевато –
золотистые, к зиме мех становится серебристо – серым, густым, теплым.
6 Слайд: Но главная гордость белочки – ее великолепный пушистый хвост. Хвост не
только украшает и согревает белку в ненастные дни. Он помогает ей при прыжках.
7 Слайд: Свое гнездо белка делает из тонких прутиков, часто зимует в глубоком
дупле.
8 Слайд: В конце лета и осенью делает запасы. Лакомиться любит орехами,
семенами хвойных деревьев-кедра, сосны, ели. Любит ягоды, грибы, почки,
соцветия.
9 Слайд: Весной у белки появляются бельчата. Бельчиха-мама старательно
ухаживает за ними, кормит, оберегает от лесных хищников: вороны куницы. Враги
белки – ястребы, совы, филины. Спасается тем, что прячется среди густых ветвей.
Воспитатель: А теперь повторите за мной скороговорку:
Блины белка напекла
И бельчатам подала.
Удались блины у белки.
Опустели вмиг тарелки. Дети повторяют
скороговорку.
(Куликовкая Т.А.)
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам дети отгадать, кто еще забыл свои припасы, и
вернуть их хозяину (показывает детям
иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки меда, малины,
морковки, семечек)
Дети дают ответы, в
случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется
картинка с изображением хозяина: белка, ежик, медведь, заяц, мышка.
Воспитатель: Ну что поможем
белочкам шишки собрать в корзинки? (показывает на шишки, которые лежат на
полу). Назовем эту игру «Помоги белкам собрать шишки». Дети делятся на две команды, у каждой команды
корзинка. Напротив команды в обручах на полу лежат шишки. Нужно по одной шишке
переносить в корзинку, кто быстрее.
Воспитатель: Доброе дело мы сделали, помогли белкам. А теперь вспомните,
как называют маму бельчат? Когда у бельчихи появляются бельчата? Какие враги у
белки? Как белка спасается от врагов? Чем питается белка?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, хорошо все запомнили. Давайте теперь поиграем в игру «Бывает
– не бывает». Я буду говорить предложение, содержащее в себе верное или
ошибочное суждение. Вы ребята, в случае необходимости исправьте ошибки. Итак,
слушайте: лиса рыжая, волк злой, заяц смелый, еж пушистый, белка толстая,
черепаха быстро бегает, волк живет в лесу, поросенок хрюкает, заяц летает,
медведь спит в берлоге, волк спит в дупле. Дети исправляют, дают правильные ответы.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились замечательно. Наше путешествие
подходит к концу, пора возвращаться.
Воспитатель: Ребята, а вы помните,
что мы в начале путешествия на елочках нашли картинки с иголкой и пухом, вы
догадались, что они обозначали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это значит, мы встретим колючего - ежа и пушистую - белку. Вы
все были молодцы, хорошо отвечали и справлялись со всеми заданиями, и заслужили
за это сладкое угощение!