17.01.2024
Консультация
«Пальчиковые игры как средство развития речи»
Целенаправленная и систематическая
работа по развитию мелкой моторики у
детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных
способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и
физического развития ребенка.
Всестороннее
представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без
тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного
познания.
Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в
этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Уровень развития
речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев
рук.
Этот факт использую в работе с детьми,
где развитие речи происходит
своевременно, и особенно, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Стимулирую речевое развитие детей путем
тренировки движений пальцев рук.
Тренировка пальцев рук : сюда входит
массаж кисти рук и каждого пальчика,
каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение
2-3 минут. Очень важным фактором для развития
речи является то, что в пальчиковых играх
все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание
малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша
являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим
Что дает пальчиковая
гимнастика детям?
1. Выполнение упражнений и ритмических
движений пальцами индуктивно приводит
к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2. Игры с
пальчиками создают благоприятный эмоциональный
фон, развивают умение подражать
взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать
своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет
выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его
речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми
движениями.
5. Развивается
память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук
и последовательность движений.
6. У детей развивается воображение и фантазия.
Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти
рук и пальцы приобретут силу, хорошую
подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
В заключение хотелось бы отметить, что
степень увлечения детей пальчиковыми играми
целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками следует быть
ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, для
малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная
мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной
категорией, стихи лучше заучивать наизусть.