06.09.2022
Развивающая предметно-пространственная
среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно
оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения
потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в
целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей
с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых
нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в
процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по
желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы
ДОУ.
4. Учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая
предметно-пространственная среда в группе:
— содержательно-насыщенная;
— трансформируемая;
— вариативная;
— полифункциональная;
— доступная;
— безопасная.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов,
оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным
особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов
предполагает:
— возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
Трансформируемость пространства
обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств;
— периодическую сменяемость игрового
материала;
— разнообразие материалов и игрушек
для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам,
пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность
материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по
обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты
и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая
предметно – пространственная среда в группе делится на пять образовательных областей:
1.
Социально – коммуникативная;
2.
Познавательная;
3.
Речевая;
4.
Художественно – эстетическая;
5.
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
Социально-коммуникативное развитие:
— Центр игровой активности (центр
сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
— Центр речевого развития или уголок речи
и грамотности;
— Центр Книги;
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной
деятельности.
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
Организация развивающей ППС в группе с
учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей,
интересов, уровня активности.