Адаптировнная образовательная программа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад № 7»
623503, Свердловская область, Богдановичский район, поселок Полдневой, улица Ленина, дом 15
8(34376)5-45-38, e-mailmkdoy7@uobgd.ru
УТВЕРЖДЕНА:
Заведующая МАДОУ №7
_________Л.Г.Горинова Л.Г.
Приказ №
От «___»_________2021г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося _____________ с задержкой психического развития
с учетом психофизических особенностей обучающегося с РАС.

Разработчик:
Воробьева Анастасия Сергеевна,
воспитатель

п.Полдневой, 2021

Содержание

Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
Содержание образовательного процесса осуществляется на основании адаптированной образовательной программы для обучающегося с
задержкой психического развития с учетом психофизических особенностей обучающегося с расстройством аутистического спектра.
Программа направлена на коррекцию недостатков в психическом и речевом развитии ребёнка с ОВЗ и формирование предпосылок учебной
деятельности.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативно-правовых документов, регламентирующими функционирование
системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН
2.4.3049- 13);
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Программа разработана на основе специальных коррекционных программ:
- Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет
современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с
расстройствами аутистического спектра);
- Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.
Издательство «СОЮЗ», 2003;
- Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно- 4 развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
Адаптированная индивидуальная образовательная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с
воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы своей возрастной группы с учетом его особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (заключение
территориальной комиссии по ПМПК № 1163от 17.12.2020 года).

1.1.2

Цели и задачи реализации адаптированной программы.

Цель: создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности.
Основными задачами являются:
1. Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений.
2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка.
3. Формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания.
4. Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие.
5. Повышать двигательную активность ребенка.
6. Стимулировать звуковую и речевую активность.
7.Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребенка с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

1.1.3

Принципы построения системы коррекционной работы.

Основными принципами формирования Программы являются:
- опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- единство требований в дошкольном учреждении и в семье;
- коррекция и развитие с учетом интересов ребенка;
- доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала;
- коррекционная направленность образовательного процесса;
- гибкость распределения компонентов режима в течение дня.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание
эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и
семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.1.4

Характеристика ребенка.

Ребёнок прошел территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию 17 декабря 2020 года.
Группа здоровья IV, нормосомия. Детский сад посещает охотно, аппетит хороший, но ест выборочно.
Социально-бытовые навыки: навыки самообслуживания частично сформированы, умеет пользоваться столовыми приборами, умеет
одеваться, но требуется помощь взрослого. Ест самостоятельно, но не аккуратно. Самостоятельно пользуется туалетом. Ребенок разительно
отличается от своих сверстников как особенностью восприятия мира, так и поведением. Окружающим не легко контактировать с ним. Он отрешен,
автономен, часто напряжен, скован в движениях, но при этом могут проявляться неадекватные реакции – оживление и смех, испуг и плачь,
двигательное беспокойство, стереотипные движения, пронзительный крик.
Вспышки агрессии наблюдаются редко. Характерна спонтанная деятельность. Напряжён, может проявлять двигательное беспокойство.
Взрослый выступает как инструмент для достижения предмета. Ведущая рука – правая. Речь отсутствует. На контакт идёт с трудом. Избегает
контакта «глаза в глаза».
Эмоционально-волевая сфера неустойчива. Часто вскрикивает на резкие звуки, закрывает уши рукам. Проявляет импульсивность с
отсутствием самоконтроля. Неустойчивость настроения и бурные аффективные вспышки. Отказывается от общения, периодически повторяет
однотипные действия. Инструкцию не принимает.
Игровая деятельность от коллективной игры отказывается, часто «уходит в себя». Предметы и игрушки не провоцируют его на какие-либо
действия, а могут просто все сбрасываться на пол, при этом создается впечатление, что именно акт падения его и привлекает. В качестве игры
может залезть на стол или подоконник, прыгать по кроватям.
При попытке взрослого вмешаться в действие или пассивно уходит от контакта, или не реагирует вовсе.
Познавательное развитие неравномерно и не соответствует возрасту.
Речь отсутствует. Коммуникативно-речевые умения, уровень представлений о себе и окружающих: в контакт вступает с трудом, требуется
значительная активизация, побуждение. Состояние просодической стороны речи: непроизвольно кричит. Не различает неречевые и речевые звуки.
Пассивный и активный словарь не сформирован. Грамматический строй речи: не сформирован. Связная речь: отсутствует. Имеются отдельные
звуковые комплексы в виде крика. В основном ребенок молчит.
Состояние общей и мелкой моторики: нарушение координации движений, нескоординированность движений, неловкость. Недостаточно
развита моторика мелких мышц рук; движение рук неточное; неправильно держит карандаш, ведущая рука - правая.. Особенности поведения:
активный, в контакт вступает с трудом, инструкции не воспринимает. Настроение веселое. Эмоционально неустойчив.
Координация движений нарушена, ведущая рука – правая. Ребенок не принимает режимных моментов, безучастен во всех видах совместной
деятельности, к учебной деятельности интереса не проявляет, отвлекается из-за звуковых или зрительных раздражителей. Внимание не устойчивое.
Темповые характеристики деятельности, работоспособность или критичность ребенка оценить также достаточно трудно в силу
невозможности установления какого- либо продуктивного контакта с ним. Характер деятельности, ее целенаправленность также трудно оценить
однозначно. Ребенок захвачен собственными способами защиты. Таким образом, удается удержать простые алгоритмы деятельности, заданные
взрослым.
Индивидуальные особенности ребенка: активный, необщительный, уходит от контактов.

Заключение: общее развитие ребенка на низком уровне, уровень развития физических и психических процессов – низкий, знания ребенка не
сформированы соответствующему возрасту. Имеются нарушения эмоционально-волевой сферы. Нуждается в создании специальных условий
обучения.
1.2 Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка,
которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени
выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.
Целевые ориентиры для ребенка-инвалида с РАС:
– владеть альтернативными способами коммуникации (при необходимости);
– замечать других детей, проявлять к ним интерес, принимать участие в совместной деятельности, некоторых общих играх;
– здороваться и прощаться, благодарить доступным способом;
– ждать своей очереди, откладывать на некоторое время выполнение собственного желания;
– адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуации;
– сообщать о своих желаниях доступным способом;
– не проявлять агрессии, не шуметь или прекратить подобное поведение по просьбе взрослого;
– выражать свои чувства – радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие – в соответствии с жизненной ситуацией в социально
приемлемых границах;
– устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в
другом способе (карточка, фотография, символ и т.д.);
– замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;
– обращаться к сверстникам с просьбой и предложениями о совместной деятельности (при необходимости – с помощью взрослого);
– владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций (уступить, извиниться, попробовать договориться и др.);
– вступать в отношения с взрослым человеком как носителем правил, опираться на его авторитет при освоении материала и регуляции
собственного поведения, может к нему обратиться c вопросом и просьбой, привлечь внимание адекватными способами, когда это необходимо;
регулировать свое поведение в соответствии с просьбами взрослого;
– уметь действовать по правилам (при необходимости - с помощью визуальной опоры), произвольно начинать и заканчивать повторяющиеся
действия (при необходимости – с помощью сигнала);
– проявлять интерес к занятиям, выполнять инструкции взрослого (при необходимости – с использованием визуальной поддержки), слушать,
когда взрослый начинает говорить, реагировать на замечания и похвалу социально приемлемыми способами;
– использовать речь или другие методы коммуникации для ответа на вопрос, выбора общих свойств предметов, материалов, отличий;
составлять предложения и короткие рассказы (умеет использовать схемы); поддерживать элементарный диалог в знакомых социальных ситуациях;
– владеть основными навыками самообслуживания;

– контролировать равновесие, силу прыжка, гибкость, координацию движений, участвовать в спортивных играх с элементарными правилами;
– уметь обращаться с бумагой и письменными принадлежностями;
– проявлять элементарную оценку своих поступков и действий;
– переносить некоторые приобретенные навыки в другую ситуацию.
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС)
Оценка психологического развития детей.
Психодиагностика осуществляется с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявления индивидуальных
особенностей и проблем участников образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется педагогом - психологом самостоятельно в зависимости от уровня
профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Психодиагностическое обследование детей в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики
(познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария
можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный
анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных
показателей.
Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:
- особенности контакта ребенка;
- эмоциональная реакция на ситуацию обследования;
- реакция на одобрение;
- реакция на неудачи;
- эмоциональное состояние во время выполнения заданий;
- эмоциональная подвижность;
- особенности общения;
- реакция на результат.
Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:
- наличие и стойкость интереса к заданию;
- понимание инструкции;
- самостоятельность выполнения задания;
- характер деятельности (целенаправленность и активность);
- темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;
- работоспособность;
- организация помощи.
Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:
- особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
- особенности моторной функции.

Основными правилами при проведении психодиагностики дошкольников являются:
1. Использовать не менее 5-10 методик.
2. Подбирать методики в соответствии с его возрастом.
3. Строго следовать инструкции.
4. Не изменять диагностический материал.
Методы проведения оценки развития детей и освоения Программы:
- наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников;
- выполнение детьми диагностических заданий;
- анализ продуктов детской деятельности.
Результаты психологической диагностики вносятся в карту контроля динамики развития и используются для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей (Приложение 1).
Учет реализации Программы проводится в конце каждого месяца, результаты вписываются в таблицу под подписью педагога (Приложение 2). В
конце учебного года на итоговом заседании психолого-педагогического консилиума заслушиваются результаты, достигнутые по завершении этапа
сопровождения, подводится оценка эффективности проведенной работы за учебный год (Приложение 3). С принятым на итоговом заседании
психолого-педагогическом консилиуме решением знакомят родителей (законных представителей) под роспись.

Раздел 2.Содержательный
2.1 Обязательная часть
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, в пяти образовательных областях.
Обязательная часть Программы реализуется в содержании образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее - образовательные области):
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
Содержание работы с ребенком по образовательным областям ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям для ребенка с РАС
Образовательная
Содержание
область
– обеспечивать общение с ребенком в его поле зрения, поддерживать зрительный и телесный контакт, привлекать
Социальнокоммуникативное внимание к последующим событиям (использование одних и тех же слов или карточек для обозначения одинаковых
событий, постоянного месторасположения предметов);
развитие
– развивать позитивные эмоциональные реакции;
– искать приемлемые формы тактильного контакта (для конкретного ребенка);
– обучать отклику на собственное имя;
– привлекать к участию в элементарной совместной деятельности и подражании
действиям взрослого (игра, копирование жестов);
– обучать использованию средств альтернативной коммуникации;
– обучать действиям с наглядным расписанием.
– способствовать привлечению внимания ребенка к голосу взрослого и к звукам
Познавательное
окружающей действительности;
развитие
– способствовать прослеживанию взглядом за движением предмета в горизонтальной и вертикальной плоскости;
– поощрять стремление ребенка дотянуться до интересного предмета, схватить предмет пальцами, переложить
предмет из одной руки в другую, рассматривать предмет в руке, прослеживать взглядом за упавшим предметом, искать
накрытый предмет или предмет в муфте (чтобы мог действовать сразу двумя руками, «встретиться» с рукой
сверстника или взрослого), манипулировать предметом;

Речевое
развитие

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие

– развивать сенсорное восприятие: выделять отдельные предметы из общего фона, различать качества предметов,
учитывать знакомые свойства предметов при элементарной деятельности («Положи большой шарик в большую
коробку»), пользоваться методом проб при решении практической задачи;
– обучать использованию предметов с фиксированным назначением в практических и бытовых ситуациях;
– обучать использованию коммуникативного альбома, показывать на фотографиях себя и своих близких;
– помогать узнавать реальные и изображенные на картинках предметы
В области речевого развития необходимо:
– комментировать происходящие действия простыми для понимания ребенком словами;
– поддерживать улыбку ребенка и его вокализаций;
– помогать соблюдать очередность в «диалоге» с взрослым;
– создавать предпосылки к развитию речи и формированию языковой способности;
– стимулировать копирование звучания и интонации речи взрослых, знакомых звукоподражаний, лепетных слов и
усеченных фраз;
– использовать имеющиеся вокализации ребенка, вносить их в смысловой контекст происходящих событий;
– стимулировать речевую активность на фоне эмоционального подъема;
– поощрять выражение эмоции с помощью звуков и подражание некоторым звукам окружающего мира.
– создавать приятный звуковой фон при помощи музыки и пения;
– побуждать ребенка к прислушиванию к пению, музыке, тихим и громким звукам;
– помогать ребенку дифференцированно реагировать на звучание разных музыкальных инструментов (обратить
внимание на то, что дети могут испытывать дискомфорт от звучания некоторых инструментов);
– развивать у ребенка чувства ритма;
– обучать использованию приятных для ребенка художественных материалов: рисованию пальчиковыми красками,
толстыми фломастерами на водной основе, осознавать связь между движением руки и линией, которая появляется на
листе бумаги, лепке из специальных пластичных масс, глины, теста;
– вносить смысл в творческую деятельность (травка для цыпленка, ниточки для шарика, лучики у солнышка и т.д.)
– использовать простые движения для танца под эмоциональную и ритмическую музыку;
– положительно относиться к результатам своей работы.
– учить реагировать на голос взрослого;
– поощрять ребенка к осмысленным движениям руками и действию по инструкции: хватать предметы, ставить,
класть и отпускать предметы и т.д.;
– привлекать к действиям по показу взрослого, бросать и ловить мяч, ходить, садиться, прыгать и вставать друг за
другом (с помощью взрослого), прыгать, бегать.

2.2 Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка.
Организация образовательного процесса с ребенком с РАС в старшей группе осуществляется с целью создания специальных условий для
получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, разработана адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для детей со сложными дефектами (расстройства аутистического спектра, задержки психического развития).
Деятельность воспитателей с ребенком с РАС по реализации образовательных областей адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования
1. Социально-коммуникативное развитие
Цель - овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.
Задачи:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных
личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно
относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и
общечеловеческим ценностям;
- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в
контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.
2. Познавательное развитие
Цель - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе;
развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности воспитанников с ОВЗ обеспечиваются процессами
ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи:
- формирование и совершенствование перцептивных действий;
- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;
- развитие внимания, памяти;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
3. Речевое развитие.
Цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления
разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи:
- формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
- формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения —
диалога и монолога;
- формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
4. Художественно-эстетическое развитие.

Цель - формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического
вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как
образовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма,
цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
5. Физическое развитие.
Цель - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительнопространственной координации.
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей
Вопросам взаимосвязи с семьёй уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных
отношениях. В дошкольном учреждении создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются
родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах,
экскурсиях.
Для родителей создаются библиотеки специальной литературы в группе, папки-передвижки, проводятся круглые столы, семинары, мастерклассы, еженедельные консультации по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка с ОВЗ.
Даются рекомендации родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность, во что и как следует играть с ребенком
дома, что поможет дошкольнику занять активную позицию, не бояться вступать в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с
помощью взрослого.
Так, родители, смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают стихи,
помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая,
рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения
ребенка в школе. Задания подбираются в соответствии с изучаемыми в группе детского сада лексическими темами и требованиями программы.
Родители должны поддерживать и всячески стимулировать речевую активность детей. Это позволяет укрепить доверие ребенка к окружающим
взрослым, направить его познавательную активность в нужное русло, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях, что будет
способствовать преодолению отставания в речевом развитии.

План работы с родителями
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август

Мероприятия
Консультация «Что такое инклюзивное образование»»
Консультация «Особенности эмоциональной сферы ребенка с диагнозом РАС и ее коррекция»
Консультация «Формирование психических процессов у детей с ОВЗ».
«Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей в условиях семьи».
Анкетирование «Какой вы родитель?»
«Игры дома для развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ»
Консультация «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
Консультация «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ, роль взрослых в ее организации»
Памятка «Как правильно обучить ребенка правилам само регуляции»
Практикум для родителей дошкольников «Развитие мелкой моторики рук»
Консультация « Рекомендации родителям детей с РАС»
Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»
Роль книги в развитии ребенка
Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ
развития мелкой моторики рук"
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
Игры-практикум «Игры с ребенком и родителем, способствующие снятию эмоционального
напряжения и сближению ребенка и родителя».
«Чем занять ребенка летом»
Консультация « 15 правил родителям воспитывающих «особого» ребенка»
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ»
Памятка по правам семей, имеющих детей с ОВЗ

Раздел 3. Организационный
3.1 Содержание развивающей предметно-пространственной среды
Место
Центр сенсорных игр

Материалы, оборудование
1.
Мозаики, вкладыши, сборные
фигурные игрушкипирамидки, башенки, бусы
крупные, средние, мелкие, всевозможное лото и
другие настольно-печатные игры, доступные
возможностям детей.
2.
Нетрадиционный материал: закрытые
емкости с прорезями для заполнения различными
мелкими и крупными предметами и др.

Применение, использование
Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в
целое, воссоздание образца по заданной картинке; развитие
обследовательских действий, наблюдения, тонкой моторики и пр.

Книжный
центр

Детские книги, предметные и
сюжетные картинки, журналы.
2.
Журналы и книги для взрослых.
3.
Книжки-малютки, разные виды театра

1,3.Рассматривание (концентрация внимания) вместе со взрослым (от
целостного восприятия к поэтапному), рассказывание (умение
слушать,) навыки обращения с книгой, стимуляция «чтения», умение
переворачивать страницы (картонной книжки, бумажные страницы).
2. Литература психолого-педагогического характера, периодические
журналы о детстве для повышения осведомленности родителей в
каком-либо вопросе по развитию ребенка
1-5.
Построение
деятельности
конструктивного
характера:
осуществление перехода от простого предметного манипулирования
(наложение друг на друга, выкладывание дорожки и др.) к работе
сначала с предметно-заданным образцом (построй такой же)

Строительный центр

1.

1. Крупный легкий строительный конструктор.
2. Средний и мелкий строительный конструктор.
3. Нетрадиционный материал: пластмассовые

банки из-под продуктов средней величины,
картонные коробки и др.
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек.
5. Транспорт мелкий, средний, крупный
Центр продуктивной
деятельности

1. Восковые мелки, цветной мел, гуашь,

пластилин.
2. Цветная и белая бумага, картон, обои.
3. Приспособления для изобразительной
деятельности: кисти (от № 6),палочки, стеки,
печатки, клише

Развитие мелкой моторики — стимуляция двигательной деятельности,
которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц
руки и глаза; развитие способности распознавать цвета и формы,
формирование
эстетического
удовольствия,
ощущения
психологического комфорта, самоощущения общественного значения,
способности делать «свой продукт»

Музыкальный центр

Центр сюженоролевой игры

1. Инструменты: металлофон,дудочки, барабан и

Развитие слуховых анализаторов с помощью расширения диапазона
пр.
средств, издающих звуки: различение мелодии, звука по высоте,
2. Различные «звучащие» коробочки. Баночки,
тембру, долготе. (зайка скачет, мишенька идет). Шуршание, бренчание,
погремушки, материалы, издающие
шипение, скрежет и др.
характерный звук (пергамент, конфетные
обертки и пр.)
3. 3 Прослушивание коротких музыкальных и «шумовых» немузыкальных
3. Магнитофон
произведений, подпевание, танцы - развитие чувства ритма,
скоординированность движений, умение слушать, слышать
Детская мебель, принадлежности, различные
заместители, отображающие быт взрослых

Формирование
ролевых
действий,
стимуляция
сюжетноотобразительной игры: расширение ролевого диапазона и соединение в
ряд последовательных взаимосвязанных действий, становление и
развитие договорной культуры (общение с партнером по игре)

3.2. Методические материалы и средства, обеспечивающие реализацию программы.
№ п/п
1.

Разделы коррекционно педагогической работы
Диагностика

2.

Психические процессы
( мышление, зрительное
внимание, память,
восприятие).

3.

Мелкая моторика

4.

Речевое дыхание

Перечень пособий, игр, литературы, оборудования
Грибова О.Е.Технология организации логопедического обследования. М., « Айрис-пресс», 2007 г.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного
образовательного учреждения. СПб., « Детство-пресс», 2002 г.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования
детей. М., «Владос», 2005 г.
Репина З.А. Нейропсихологическое изучение речи детей с тяжелыми нарушениями.- Пермь, 2002г.- 160с.
Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей). Сборные картинки - пазлы.
Сборные картинки - кубики (Кубики «Собери сказку»). Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши, матрешки.
Игра «Четвёртый лишний» (набор тематический). Парные картинки. Счетные палочки.
Лото/ Домино. Зашумлённые картинки.
Мелкие игрушки для игры «Чудесный мешочек».
Бусы. Шнуровки. Пуговицы.
Счетные палочки. Мозаики. Колечки. Пирамидки. Прищепки. Шарики. Мячи. Веревочки. Набор трафаретов по
лексическим темам. Пазлы. Мелкие игрушки. Волчки.
Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук.
Материалы для развития графических навыков детей.
«Футбол»

5.

Звукопроизношение

6.

Лексико-грамматический
строй речи

7.

Связная речь

8.

Работа с родителями

«Аэробол»
«Веселый моторчик»
Бабочки, султанчики, вертушки.
Воздушные шары.
Носовая флейта.
Дудочка.
Картотека игр на развитие речевого дыхания.
Комплексы артикуляционной гимнастики. Артикуляционные профили.
Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах.
Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях. Наборы серий картинок для составления
рассказов.
Дидактические игры: «Говори правильно», «Домики для звуков», «Фонетические рассказы с картинками».
Картотека потешек, стихов.
Дидактический материал для развития лексико - грамматической стороны речи по лексическим темам (в папках):
Домашние птицы. Лето. Семья. Космос. Армия. Зима. Домашние животные. Одежда. Обувь. Деревья. Рыбы.
Насекомые.
Животные жарких стран и севера. Цветы. Осень. Профессии. Весна. Инструменты. Мебель. Инструменты. Грибы.
Ягоды. Город. Посуда. Овощи. Дикие животные. Фрукты. Весна. Игрушки. Транспорт. ПДД.
Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем.
Систематизированный иллюстративный материал по предложно - падежным конструкциям.
Пособия по формированию навыка словообразования. Модели предлогов. Игры в картинках с предлогами.
Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
Наглядный материал для составления рассказов по серии картин «Что сначала, что потом».
Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. Серии сюжетных картинок. Тексты для
пересказов.
Учебно-методический комплект по развитию связной речи (О.С. Гомзяк).
Материалы для информационных стендов: консультации для родителей.

3.3 Распорядок и режим дня
Учебный план организации образовательной деятельности с ребенком с расстройством аутистического спектра старшей группы
Образовательная
область
Физическое развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Познавательное
развитие

Обязательная часть (не менее 60%)
Разделы программы
Реализация программы
Формирование начальных
представлений о здоровом образе
жизни
Физическая культура
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Ребенок в семье и обществе
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Развитие познавательноисследовательской деятельности
Ознакомление с предметным
окружением
Ознакомление с социальным
миром
ФЭМП
Ознакомление с миром природы

Речевое развитие

Художественно-

Развитие речи коррекционноразвивающее (с учителемдефектологом)
Приобщение к художественной
литературе
Приобщение к искусству

Реализуется в режимных
моментах
3 (25)
Интегрируется со всеми
образовательными областями
(реализуется в режимных
моментах, в комнате
оккупациональной терапии)

1(25)
Реализуется в режимных
моментах
1(25)
Реализуется в режимных
моментах
3 (25)
Реализуется в режимных
моментах
Реализуется в режимных

эстетическое развитие

моментах
Рисование
1(25)
Изобразительная
Лепка
0,5 (25)
деятельность
Аппликация
0,5 (25)
Интегрируется со всеми
Конструктивно-модельная
образовательными областями
деятельность
(реализуется в режимных
моментах)
Музыка
3(25)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (не
менее 40%)
Занятия по
Разделы
интересам
Кол-во НОД в неделю
13 занятий
ИТОГО: максимальная учебная нагрузка (количество НОД)
6,5 часов
объем и время в неделю

График индивидуальной работы специалистов с ребенком-инвалидом с расстройством аутистического спектра
Специалисты

Направление работы

Форма организации
занятий

Воспитатели

Развитие познавательной сферы
(обязательная часть программы)

Индивидуальная

Использование упражнений с
элементами логоритмики

Индивидуальная

Музыкальный
руководитель
Инструктор
по физкультуре

понедельник

Режим организации занятий
вторник
среда
четверг

пятница

Список литературы
1.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная
пресса, 2006. – 80 с.
2.
Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк, 1998.
3.
Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. – М.:
«Владос», 2014. – 96 с.
4.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
5.
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
6.
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007
7.
Рудик О.С. Как помочь аутичному ребенку -.М: «Владос», 2014.
8.
Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком – М.: «Владос», 2015. – 189 с.

Приложение 1
Контроль динамики развития ребенка
Образовательные области

Уровень
развития Динамика
на начало учебного
года (соответствует 1-е полугодие
возрастным нормам,
ниже
возрастной
нормы)

2-е
полугодие

«Физическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
«ХудожественноПродуктивная
эстетическое
деятельность
развитие»
Конструирование
Музыка
«Познавательное
ФЭМП
развитие»
Развитие
познавательноисследовательской
деятельности
Ознакомление с
предметным
окружением
Ознакомление с
социальным
миром
Ознакомление с
миром природы
Развитие познавательных процессов
Динамика + положительная динамика; ± относительно-положительная динамика незначительная динамика; отрицательная ~ волнообразная;
избирательная.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».