Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» 623503, Свердловская область, Богдановичский район, поселок Полдневой, улица Ленина, дом 15 8(34376)54538, e-mail mkdou7@uobgd.ru ПРИНЯТА: Педагогическим советом Протокол № от «__» _______ 2021г УТВЕЖДЕНА: заведующая МАДОУ №7 _________Л.Г.Горинова Приказ № ________ от «__ »_________2021г ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по основам безопасности жизнедеятельности в группе общеразвивающей направленности для воспитанников 7-го года жизни программы срок реализации – 5 лет п. Полдневой , 2021 г. 2 Содержание Раздел 1. Целевой ……………………………………………………………..……………… 1.1. Пояснительная записка …………………………………………..………………… 1.1.1. Цели и задачи реализации программы …………………………………... 1.1.2. Принципы и подходы организации образовательного процесса………………………………………………………..…………… 1.2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования …….………………………………………………….... Раздел 2. Содержательный …………………………………………………………………… 2.1. Описание образовательной деятельности в шести разделах……………………. 2.1.1. Ребенок и другие люди……………………………………………………. 2.1.2. Ребенок и природа…………………………………………………………. 2.1.3. Ребенок дома …………………………………………………………….. 2.1.4. Здоровье ребенка………………………………………………………….. 2.1.5. Эмоциональное благополучие ребенка…………………………………. 2.1.6. Ребенок на улице………………………………………………………….. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализующих программу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 7-го года жизни, специфики их образовательных потребностей и интересов…………………………………………………………………………... 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников………………………… Раздел 3. Организационный ………………………………………………………………… 3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ………………………..................................... 3.2. Календарное планирование….…………………………………………………….. 3.3. Особенности организации предметно-пространственной среды………………... 3.4. Диагностический инструментарий………………………………………………… Приложение 1. Викторины, сценарии праздников …………………………………………. 3 3 3 3 3 4 5 5 5 6 8 8 10 11 13 13 14 14 16 18 19 Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) реализуется дополнительная образовательная программа по основам безопасности жизнедеятельности в группе общеразвивающей направленности для воспитанников 7-го года жизни программы, срок реализации – 1 год. Планирование воспитательно - образовательной работы по социально-коммуникативному направлению с детьми представлено в рабочей программе по реализации дополнительной образовательной программы, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г №1155; с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещенной в Реестре примерных основных образовательных программ (протокол от 20.05.2015 №2/15) и с учетом программы «Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей ста «Издательство ршего дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина, СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2002 г. – 133. 1.1.1. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. Задачи: - формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; - формировать представление о ценностях здорового образа жизни; - формировать представления о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте; - развивать основы экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе, а также строению человеческого организма. 1.1.2. Принципы и подходы организации образовательного процесса Принципы организации образовательного процесса: Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы. Учитывается такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание программы не дается, а закрепляется пройденный материал. Принцип сезонности. При реализации программы используются местные условия, поскольку значительная часть программы заключается в ознакомлении детей с природой (например, разделы, предусматривающие знакомство детей со съедобными и несъедобными грибами и ягодами, реализуются поздней весной). Если в зимний период можно ограничиться дидактическими 4 пособиями, то в осенний и весенний период организуются экскурсии в лес, на водоем с целью максимального приближения к естественным природным условиям и закрепления соответствующего материала. Принцип учета условий городской и сельской местности. Городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Принцип интеграции. Содержание программы соединяет различные направления: изобразительную и игровую деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое и физическое воспитание. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогами темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования 1. Сформированы представления об опасности контактов с незнакомыми взрослыми дома и на улице: - правила поведения при контактах с незнакомыми людьми; - правила поведения с другими детьми, в том числе с подростками; - правила поведения в ситуации насилия со стороны взрослых. 2. Сформированы предпосылки экологического сознания: - имеет представления о загрязнение окружающей среды; - знает правила поведения при контактах с животными; - знает ядовитые растения; - бережно относится к живой природе. 3. Ребенок знает правила поведения в домашних условиях: - знает правила поведения в экстремальных ситуациях в быту; - имеет представления об источники опасности дома (балкон, открытая дверь); - умеет правильно обращаться с некоторыми опасными предметами. 4. Ребенок знает и соблюдает правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 5. Сформированы представления о ценностях здорового образа жизни: - знает и соблюдает правила личной гигиены; - имеет представления как устроен и работает организм; - умеет заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих; - имеет представление об оказании первой медицинской помощи. 6. Ребенок знает телефоны экстренных служб и умеет их вызывать: - знает домашний адрес; - знает имена, отчества и фамилии родителей; - может объяснить ситуацию. 7. Ребенок умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты. 1.2. 5 Раздел 2. Содержательный 2.1. Описание образовательной деятельности в шести разделах 2.1.1. Ребенок и другие люди О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Формировать представления об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными. Так, большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют прежде всего мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Проведение с детьми бесед о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Использование примеров из знакомых сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). А также организация бесед с приведением примеров из их собственного жизненного опыта. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Рассматривание типичных ситуаций опасных контактов с незнакомыми людьми: - взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе; - взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься; - взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку. Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми можно предложить детям специально подготовленные игры-драматизации, при этом для профилактики невротических реакций и появления страхов следует использовать образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным окончанием. Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. Рассматривание и обсуждение возможных ситуаций насильственного поведения взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснение, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!» Цель педагога — научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, правильно себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. .Ребенок и другие дети, в том числе подростки. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию. Если «чужой» приходит в дом. Формировать представления об опасностях дома: 6 - нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых; - нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг необходимо включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Разыгрываемые для малышей ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». Ребенок как объект сексуального насилия. Дома и на улице дети могут стать объектом сексуального насилия. Прежде всего похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его понимают. Необходимо с пониманием встретить просьбу ребенка сохранить рассказанное в тайне, объяснив, что с помощью других людей можно прекратить случаи насилия. Педагог должен осознать, что, возможно, он является единственным взрослым, знающим о происходящем с ребенком, и несет за него ответственность. Если он поймет, что бессилен справиться сам, то необходимо обратиться за помощью к компетентным людям (психотерапевту, психологу). Если ребенок расскажет об акте насилия или жестокости в группе, то желательно, чтобы педагог занял следующую позицию: - отреагировал как можно более нейтрально; - дал ребенку понять, что ему поверили; - защитил ребенка от возможных негативных реакций других детей. Педагогу следует с вниманием отнестись к следующим отклонениям в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании): внезапным изменениям в поведении (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно возбужденным, агрессивным или, наоборот, обычно активный становится вялым, стремится к изоляции, избегает контактов с другими детьми); - признакам недосыпания, переутомления, нарушения концентрации внимания (не связанным с перенесенной болезнью); - чувству страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу); - сильным реакциям испуга или отвращения при физических контактах с каким-либо взрослым; - чрезмерному интересу к вопросам секса; - отрицательному отношению к собственному телу; - чрезмерному стремлению к положительной оценке (приспособленчество, уход от любых конфликтов, гипертрофированная забота обо всем и обо всех); - повторяющимся жалобам на недомогание (головная боль, неприятные ощущения в области половых органов, мочевого пузыря) и плохому настроению. Оказание помощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, и их родителям невозможно без специальной экспертизы и лечения, поэтому задача педагога сводится к поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим специалистам: медикам, психологам. 2.1.2. Ребенок и природа В природе все взаимосвязано. Формировать представление о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы (познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений). 7 Загрязнение окружающей среды. Познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды: как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Ухудшение экологической ситуации. Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Формирование привычек (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Организация опытов с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, то содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде. Надо рассказать детям о том, что небезопасными для здоровья стали также такие традиционно чистые источники питьевой воды, как колодцы, проточные водоемы, реки, водопровод (особенно весной), поэтому не следует пить воду где бы то ни было без предварительной ее обработки (длительного отстаивания с последующим кипячением, фильтрации). Бережное отношение к живой природе. Задача раздела - формировать ответственное и бережное отношение к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), а также об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. Ядовитые растения. Формировать представления о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Правила поведения: - не пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение; - никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде. Дети должны узнать, что существуют ядовитые грибы, и научиться отличать их от съедобных. Для закрепления этих правил использовать настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное — несъедобное», соответствующий наглядный материал, а в летний сезон — прогулки в лес, на природу. Контакты с животными. Формировать правильное поведение при контактах с животными: - можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки; - можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но при этом учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. - животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать; - нельзя дразнить и мучить животных. Восстановление окружающей среды. Как известно, одним из факторов экологической безопасности является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды. Педагог должен создать соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уход за животными и растениями, высаживание деревьев и цветов, уборка мусора на участке, в лесу). Необходимо объяснить детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных., состоянии 8 растений. Для закрепления навыков, полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно использовать игровой и дидактический материал. 2.1.3. Ребенок дома Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы: - предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы); - предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож); - предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Формировать представления о том, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Прямые запреты дополняются объяснениями, примерами из литературных произведений (например «Кошкин дом» С.Маршака), играми-драматизациями. Для того чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, организовываются специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей). Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием совместной работы педагогов и родителей. Открытое окно, балкон как источник опасности. Формировать представления о том, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну нельзя. Экстремальные ситуации в быту. Формировать представления о правилах поведения детей в экстремальных ситуациях в быту: - уметь пользованием телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции; - знать номера телефонов близких людей; - уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; - уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло. Проведение работы по профилактике ложных вызовов. Умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка 2.1.4. Здоровье ребенка Изучаем свой организм. Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, его организм. Рассматривание иллюстрированного материала, элементарные представления об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств). 9 Прислушаемся к своему организму. Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Формировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Обращать внимание ребенка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть). О ценности здорового образа жизни. Осознание ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Использование различных форм организации физической активности: - утреннюю гимнастику; - физкультурные занятия; - физкультминутки; - физические упражнения после сна; - подвижные игры в помещении и на воздухе; - спортивные игры и развлечения; - физкультурные праздники; - дни здоровья. Занятия физкультурой и спортом не должны быть принудительными и однообразными. Использование эмоционально привлекательных форм их проведения: музыкальное сопровождение, движения в образе, красочные атрибуты (цветы, ленты, обручи), обращая внимание детей на красоту и совершенство человеческого тела, на получаемое удовольствие от движения. Поддерживание у детей возникающие в процессе физической активности положительные эмоции, чувство «мышечной радости». О профилактике заболеваний. Формировать представления о ценностях здорового образа жизни, о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито- и физиотерапиях, массаже, коррегирующей гимнастике. Использование примеров из художественной литературы и жизни, как свежий воздух, вода, солнце, ветер помогают при закаливании организма, как воздействуют различные «лечебные» запахи, что происходит с организмом человека во время массажа. О навыках личной гигиены. Формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Развитие умений: правильно мыть руки, чистить зубы, причесываться. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье. Знакомство с мельчайшими невидимыми глазом микроорганизмами — микробами, которые являются возбудителями некоторых болезней. Забота о здоровье окружающих. Воспитывать желание заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения чихая и кашляя. Поговорим о болезнях. 10 Формировать представления о том, что такое здоровье и что такое болезнь. Познакомить детей с хроническими заболеваниями, учить их считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Инфекционные болезни. Формировать элементарные представления об инфекционных болезнях, об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Предлагает под микроскопом рассмотреть, например, капельку слюны и находящиеся в ней микроорганизмы. Врачи — наши друзья. Формировать представления о значимости и важности профессии – врача. Лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Необходимость своевременно обращаться к врачу, использование примеров из жизни, из художественных произведений (например «Доктор Айболит»). Научить детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказать о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний. Развивать умение объяснять причину своего недомогания, рассказывать о том, что они чувствуют, переживают, научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит (болит голова, стреляет в ухо). Организация специальных игр (с другими детьми, куклами, мягкими игрушками), в которых ребенок выступал бы попеременно в роли врача и пациента, произнося соответствующие слова и «обучаясь» роли больного. О роли лекарств и витаминов. Предоставить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят (как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм, усиливают его защиту) и какую опасность могут в себе таить (что может произойти из-за неправильного употребления лекарства). Формирование представлений: - лекарства принимаются только при соответствующем назначении врача и только в присутствии взрослых; - никаких «чужих» лекарств (маминых, бабушкиных) брать в рот и пробовать нельзя; - о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания; - какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. Правила оказания первой помощи. Знакомство детей с правилами поведения при травмах: - при порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым; - обязательно рассказать о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову. Формировать умение оказывать помощь самостоятельно: - закружилась голова на солнце — скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых; - сильно озябло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом; - озябли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами; - промочил ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви. 2.1.5. Эмоциональное благополучие ребенка Психическое здоровье. Основным условием профилактики эмоционального благополучия является создание 11 благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Детские страхи. На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Работа по профилактике детских страхов заключается в: - дать детям возможность рассказывать, чего они боятся, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?»); - помогал детям выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда...»); - рассказать о собственных детских страхах; - относился к этим страхам серьезно, не игнорируя и не умаляя их; - давать описания реально опасных ситуаций (опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте); - допускать в объяснениях по темам здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности); - давать возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение); - реагировать на особое детское восприятие реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?»). Конфликты и ссоры между детьми. Научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя дело до их силового решения. Стратегия выхода из конфликта: - как можно более точно сформулировать проблему, назвать причину конфликта; - дать каждой из сторон возможность предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев; последовательно обсудить преимущества и недостатки каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают); - принять решение, против которого не возникает возражений (это не означает, что стороны обязательно будут полностью удовлетворены им). Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть организованы соответствующие игры, беседы, драматизации. Их цель — научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным другим людям образом. Стремиться к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниям и мнениям других людей, даже не совпадающим с их собственными. (Например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим.) Для этого применяются: - активные игры, требующие согласованности действий игроков («кошки-мышки», различные эстафеты), оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий; - организация различных проблемных ситуаций и вместе с детьми находить решения, иногда выступая в качестве посредника. 2.1.6. Ребенок на улице Устройство проезжей части. 12 Знакомство с правилами поведения на улицах. Знание правил дорожного движения, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Предлагается детям привести похожие примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице, ситуации- загадки. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. Формирование умений как следует переходить дорогу, знакомство с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Закрепление знаний, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами. Дорожные знаки для водителей и пешеходов. Знакомить и учить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов: - предупреждающие знаки («Дети», «Пешеходный переход»); - запрещающие («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»); -предписывающие («Движение прямо», «Движение направо»); - информационно-указательные («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»). Разыгрывание дорожных ситуаций с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. Правила езды на велосипеде. Знакомство детей с правилами передвижения на велосипеде: - ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); - маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; - детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Рассматривание различных ситуаций, изображенных на картинках, разыгрывание игровых сюжетов на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде». О работе ГИБДД. Знакомство детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Демонстрация картинок с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД. Инспектор ГИБДД. Формирование представлений о работе инспектора ГИБДД. Рассматривание спецодежды и жезла, чтение соответствующих художественных произведений («Дядя Степа — милиционер»). Правила поведения в транспорте. Знакомство детей с правилами поведения в общественном транспорте: - входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить — через переднюю; - маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; - маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте; - разговаривать надо так, чтобы не мешать другим; - нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров; 13 - нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна; - принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам. Организация игр «Путешествие на автобусе», разыгрывание тематических сценкок, ситуаций (друг с другом, с игрушками, куклами). 2.2. Описание форм, способов, методов и средств, реализующих программу с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 7-го года жизни, специфики их образовательных потребностей и интересов Реализация программы предполагает разные формы взаимодействия детей и взрослых, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице, основ экологической культуры. Большое внимание уделяется организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта (тренинги, проекты и т.д.) Формы работы: - ООД (организованная образовательная деятельность); - работа в рабочих тетрадях; - дидактические игры, игры (сюжетные, с правилами), режиссерские игры, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки), игры-имитации на основе непосредственного опыта ребенка; - наблюдение, экскурсия; - решение проблемных ситуаций; - беседа, ситуативный разговор; - сочинение и отгадывание загадок, творческое рассказывание (придумывание сказок), игры с рифмой; - экспериментирование, моделирование, исследование; - образовательные ситуации и игровые тренинги; - проектная деятельность (детские и детско-родительские проекты); - совместная деятельность с ребенком с картами и схемами; - чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, - просмотр презентаций; - выставки, конкурсы детских (семейных) рисунков и поделок; - совместное создание макетов «Перекресток», - дежурство, поручения, задания; - самообслуживание, совместные действия; - праздники, театрализовано-музыкальные развлечения; - спортивные конкурсы, соревнования с участием детей и родителей. 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в направлении «Основы безопасности жизнедеятельности», обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Педагогами уделяется значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) 14 Направления работы педагогов с родителями: - организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; - ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы); - организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного); - организация тематических конкурсов и выставок; - ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»). План работы с родителями Месяц Мероприятия Сентябрь Акция «Родительский патруль» Консультация «Выбираем автокресло» Октябрь Памятка «Что нужно знать о коронавирусе» Мастер – класс «Фликер – моя безопасность» Ноябрь Видеоматериал «Тонкий лед» Бюллетень «Ротовирусная и норовирусная инфекция» Конкурс семейных поделок «Огонь – друг, огонь –враг» Декабрь Памятка по пожарной безопасности Консультация «Правильное ношение масок в период пандемии коронавируса» Январь Акция «Горка» Памятка «Действия в ЧС» Консультация «Профилактика педикулеза» Февраль Акция «Родительский патруль» Памятка «Что важно знать о туберкулезе» Март Конкурс семейных рисунков «Дорога и дети» Памятка «Правильное мытье рук в период пандемии коронавируса» Памятка «Тонкий лед» Апрель Фестиваль сказок по ПБ Памятка «Телефоны экстренных служб» Май Родительское собрание «Безопасный интернет» Памятка «Правила дезинфекции помещений в период пандемии коронавируса» Июнь Консультация «Безопасность детей в летний период» Июль Видеоматериалы «Безопасность на железной дороге» Август Праздник: "День защиты детей" Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» Раздел 3. Организационный 3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. , СПб. ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2002 г. -133. 2. Рабочие тетради к программе «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б., СПб. ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2002 г. -133. 15 3. О.Ю.Старцева «Школа дорожных наук», Москва, ТЦ «Сфера», 2012 – 64 стр. 4. Е.А.Романова, А.Б.Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста», Москва, ТЦ «Сфера», 2006 – 64 стр. 5. Н.М. Кузнецова «Психолого- педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних» учебно-методическое пособие.- Екатеринбург: Изд-во УТ «АльфаПринт», 2016.-84с. 6. Н.В.Елжова «ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – изд.2-е – Ростовн/Д:Феникс, 2013. – 173с. 7. О.А.Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004 – 40 с. 8. Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», Москва, Книголюб», 2005 – 80 с. 9. Г.Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге», СПб, Изд.дом Литера, 2009 – 64 с. 10. О.В.Толстикова «Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожнотранспортных ситуациях», Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 75 с. 11. Сборник методических материалов к занятиям по ПБ «Детям об огне», Екатеринбург, 2005 – 35 стр. 12. Н.А.Горохова ,Е.А. Кузнецова, Сборник методических разработок к занятиям по ПБ «Берегись огня», Екатеринбург, 2006 – 48 стр. 13. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2006 – 64 с. Наглядно-дидактический материал 1. Комплект карточек «Безопасность на дороге», Изд. Дом «Карапуз», 2013 2. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально «Не играй с огнем», «Весна-Дизайн», 2009 3. Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» М., Мозаика – Синтез, 2003г. Детские страхи. - «Профессии» - «Водный транспорт» - «Автомобильный транспорт» 4. Серия «Расскажите детям» (карточки для занятий). «Расскажи детям о специальных машинах» Изд: «Мозаика-Синтез», 2011г. 5. Пособия для занятия с детьми. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок/Авт.сост.О.В.Калашникова-Волгоград: Учитель, 2005-71с. Мозаика-Синтез», 2015г. 6. Наглядно-дидактическое пособие. С.Вохринцева, Екатеринбург, «Страна фантазий», 2003г. : - Дидактический материал. Окружающий мир. «Съедобные грибы» - Дидактический материал. Окружающий мир. «Ядовитые грибы» - Дидактический материал. Окружающий мир. «Транспорт» 7. Серия «Учебные пособия для дошкольников» «Уроки для самых маленьких» Издательский дом «Проф-Пресс»,2012 г. : - «Уроки безопасности» - «Дорожная азбука» 8. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс» : - Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. «Профессии» - Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. «Правила дорожного движения» 16 9. Плакаты, Изд. «Мозаика-Синтез», 2016 : - «Правила безопасности для детей» - «Один дома» - «Правила пожарной безопасности» 3.2.Календарное планирование Реализация программы проводится системно, весь учебный год 1 раз в неделю (среда). Продолжительность организованной образовательной деятельности составляет 25 мин, проведение во вторую половину дня. Занятие включает в себя различные методы и приемы: различные игры беседы, работа в тетради, чтение художественной литературы, тренинги. 1 раз в месяц планируется проведение развлечений, викторин, праздников, конкурсов. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» включает в себя 6 разделов. Раздел 1. Ребенок и другие люди 1.1. 0 несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 1.2.Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. 1.3.Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого. 1.4.Ребенок и другие дети, в том числе подростки. 1.5.Если «чужой» приходит в дом. 1.6.Ребенок как объект сексуального насилия. Раздел 2. Ребенок и природа 2.1.В природе все взаимосвязано. 2.2.Загрязнение окружающей среды. 2.3.Ухудшение экологической ситуации. 2.4.Бережное отношение к живой природе. 2.5.Ядовитые растения. 2.6.Контакты с животными. 2.7.Восстановление окружающей среды. Раздел 3. Ребенок дома 3.1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами. 3.2. Открытое окно, балкон как источники опасности. 3.3. Экстремальные ситуации в быту. Раздел 4. Здоровье ребенка 4.1. Здоровье — главная ценность человеческой жизни. 4.2. Изучаем свой организм. 4.3. Прислушаемся к своему организму. 4.4. О ценности здорового образа жизни. 4.5. О профилактике заболеваний. 4.6. О навыках личной гигиены. 4.7. Забота о здоровье окружающих. 4.8. Поговорим о болезнях. 4.9. Инфекционные болезни. 4.10. Врачи — наши друзья. 4.11. О роли лекарств и витаминов. 4.12. Правила оказания первой помощи. Раздел 5. Эмоциональное благополучие ребенка 5.1. Психическое здоровье. 5.2. Детские страхи. 17 5.3.Конфликты и ссоры между детьми. Раздел 6. Ребенок на улице 6.1. Устройство проезжей части. 6.2.«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов. 6.3.Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 6.4.Правила езды на велосипеде. 6.5. О работе ГИБДД. 6.6. Инспектор ГИБДД. 6.7.Правила поведения в транспорте. 6.8.Если ребенок потерялся на улице. Календарно-учебный график Месяц Количество ООД (1 занятий в неделю) Сентябрь 5 Октябрь 4 Ноябрь 4 Декабрь 5 Январь 3 Февраль 3 Март 5 Апрель 4 Май 4 Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Перспективный план Тема 1. Внешность человека может быть обманчива 2. Дорожные знаки 3. Как устроено тело человека 4. Витамины и здоровый организм 5. Викторина «Вредные и полезные продукты» (Здоровая пища) 1. Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улиц и дома 2. Конфликты между детьми 3. Опасные участки на пешеходной части улицы (презентация) 4. Выставка рисунков «Мое счастливое детство» 1. Пожароопасные предметы 2. Игры во дворе. Катание на велосипеде (самокате, роликах) 3. Предметы, требующие осторожного обращения 4. Конкурс рисунков «Дорога и дети» 1. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице 2. Использование и хранение опасных предметов 3. Как работает сердце человека 4. Скорая помощь 5. Викторина «Режим дня» (+работа в тетради) 1. Детские страхи 2. Одежда и здоровье 3. Микробы и вирусы. Личная гигиена 1. Безопасное поведение на улице 2. Что мы делаем, когда едим 3. Пожар 1. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице 2. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности 3. Здоровье и болезнь. Отношение к больному человеку. 18 Апрель Май 4.Ребенок и его старшие приятели 5. Викторина по правилам дорожного движения 1. Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? 2. Контакты с животными 3. Съедобные и несъедобные ягоды (+презентация) 4. Игровая программа «Съедобные и несъедобные грибы» 1. Спорт (+соревнование) 2. На воде, на солнце... (м/ф «Смешарики. На воде») 3. Будем беречь и охранять природу 4. Праздник «День защиты детей» 3.3.Особенности организации предметно-пространственной среды Оборудование помещения группы является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда является пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, отвечающей потребностям детского возраста. Принципы организации предметно-пространственной среды • содержательно-насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически-привлекательной. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Для реализации программы «Безопасность» организованы следующие центры и уголки. Центр ОБЖ - настольные игры: «01», «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки», «ОБЖ: экстренные ситуации»; - макет по ПБ; - кепка и накидка инспектора ГИБДД; - жезл – 2 шт. - костюм пожарного; - костюм пожарной команды (6 шт.) Уголок БДД: макет перекрёстка – 1 шт, заправка-1 шт, машина–6 шт., светофор – 1 шт., набор дорожных знаков –2 шт., дом – 4 шт., фуражка; Папка – трюмо по БДД; Спец. машины: пожарная машина (крупная и малая), машина скорой помощи (малая), полицейская машина (малая); Чемоданчик – набор пластмассовых дорожных знаков на ручке, жезл, пешеходный переход- 1шт.; 19 Светофор большой – 1 шт. Центр экспериментирования: - Микроскоп – 1 шт. - Лупа -2 шт. - Колбы, чашки, стаканы, контейнеры - Набор мерных стаканчиков – 1 шт. Поликлиника: набор «Больница» - 1 шт., тетрадь, ручка, ростомер 1 шт.. весы – 1 шт., костюм врача. Аптека: коробка – 1 шт., баночки – 4 шт., шприцы -4 шт. Окулист: коробка – 1 шт., очки (оправа) – 4 шт., тест-лист – 1 шт. Спортивный уголок: - мяч резиновый (большой )- 1шт. - мяч резиновый (средний) – 3 шт. - мяч мягкий – 15 шт. - кегли – 7 шт. - кольцеброс – 1 шт. - скакалки – 4 шт. -флажки – 15 шт. - колечки с лентами – 20 шт. - дорожки массажные – 5 шт. 3.4. Диагностический инструментарий Диагностика по освоению программы «Безопасность» состоит из игровых заданий, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 7-го года жизни. Диагностические задания соответствуют разделам программы: «Ребенок на улицах города», «Ребенок дома», «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Пожарная безопасность», «Азбука здоровья». Диагностика проводится 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). Результат подсчитывается по бальной системе. Задания выполняются индивидуально или подгруппами по 3-4 человека. Баллы заносятся в карту оценки 3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания. Задание выполнено правильно. 2 балла - средний уровень — ребенок выполняет задание с помощью взрослого или самостоятельно, но с ошибками. 1 балл - низкий уровень — ребенок совсем не пытается выполнить задание (отказывается от выполнения) или затрудняется, помощь взрослого существенно не влияет на данный процесс. Раздел «Ребенок на улицах города» 1 задание «Части улицы и разметка» Цель: представления о частях улицы. Материал: картинка улицы, на которой изображены: проезжая часть, тротуар, островок безопасности, зебра. Ход: ребенок по картинке рассказывает, как называется та или иная часть улицы, разметка. 2 задание «Верно-неверно» Цель: представления о правильном поведении на улице, во дворе, при езде на велосипеде. 20 Ход: педагог показывает карточку, ребенок отвечает «Верно-неверно» 3 задание «Регулировщик» Цель проведения: представления о работе регулировщика и его сигналов. Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика. Раздел «Ребенок дома» 1 задание «Опасно – не опасно» Цель: представления об опасных предметах. Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов Ход игры: индивидуально – разделить карточки на 2 группы (опасные и неопасные предметы). Или с подгруппой детей – педагог показывает карточку, не опасно –руки на коленях, опасно – хлопок. 2 задание «Мой домашний адрес» Цель: знание своего домашнего адреса Ход: Дети (подгруппа) встают в круг, педагог говорит: «Мой адрес … район, поселок…, ул…, дом…» и передает предмет (мяч, кубик) ребенку, ребенок продолжает, называя свой адрес, передает предмет следующему и т.д. 3 задание «Мои родители» Цель проведения: знание имя, отчество и фамилии родителей. Ход игры: на стульчиках или стоя в кругу. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и говорит: «Моего папу (мою маму) зовут…Ф.И.О.» Раздел «Ребенок и другие люди» 1 задание тренинг «Чужие люди» (подгрупповая) Цель проведения: представление о поведении с незнакомыми людьми. Ход: проигрывание ситуаций: - Ты дома один, звонок в дверь (что делать?) - Во дворе чужая женщина угощает конфеткой (дарит игрушку)? - Незнакомый мужчина говорит, что мама … сказала отвезти тебя в магазин игрушек (сводить в кино)? - Чужой человек тащит в машину? Раздел «Ребенок и природа» 1 задание Д/и «Парные картинки» Цель проведения: знание правил обращения с животными Материал: парные картинки с правильными и неправильными действиями с животными. Ход: разложить карточки на 2 группы. Объяснить, почему так разложил. 2 задание «Правила безопасности» Цель: представление о правилах поведения на природе, на воде. Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде. Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему? 3 задание Д/и «Собери грибы в корзинку» Цель: представления о съедобных и ядовитых грибах. Ход игры: собирает, называя карточки съедобных грибов в корзинку, оставляя ядовитые на столе. 21 Раздел «Пожарная безопасность» 1 задание «Правила пожарной безопасности» Цель: представления о правилах пожарной безопасности Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожара. Ход игры: с подгруппой. Детям раздаются карточки. Ребенок называет свою карточку и говорит(например): «Утюг – причина пожара или огнетушитель – для тушения пожара» и т.д. 2 задание «Что сначала, что потом?»» Цель: представление о правилах поведения во время пожара. Материал: картинки с развивающимся сюжетом (действия во время пожара). Ход игры: индивидуально. Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так разложил. Раздел «Азбука здоровья» 1 задание «Полезные и вредные продукты» Цель: представления о здоровом образе жизни. Материал: карточки вредных и полезных продуктов. Ход: разложить карточки на 2 группы. 2 задание лото «Первая помощь» Цель: элементарные представления об оказании первой медицинской помощи. Материал: лото «Первая помощь» Ход: подобрать в большой картинке 3 маленьких. 1 задание «Вызов» Цель: знание номеров телефона аварийных служб Материал: картинки с изображением спец.машин (скорая помощь, полицейская, пожарная) и номера телефонов. Ход игры: ребенок подбирает карточки друг к другу. Ф.И. ребенка «Ребенок на улицах города» «Ребенок дома» Карта оценки (баллы) «Ребенок и «Ребенок и другие природа» люди» «Пожарная безопасность» 1. 2. Разделы 1. «Ребенок на улицах города» 2. «Ребенок дома» 3. «Ребенок и другие люди» 4. «Ребенок и природа» 5. «Пожарная безопасность» 6. «Азбука здоровья» Сводная таблица период начало уч.года конец уч.года начало уч.года конец уч.года начало уч.года конец уч.года начало уч.года конец уч.года начало уч.года конец уч.года начало уч.года конец уч.года 22 Уровни «Азбука здоровья»