Рабочая программа освоения воспитанниками 5-го года жизни основной общеобразовательной программы – нормативно-управленческий документ ДОУ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г №1155; с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и размещенной в Реестре примерных основных образовательных программ (протокол от 20.05.2015 №2/15) и с учетом учебнометодического комплекта программ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и методическими пособиями и формами организации образовательной деятельности с детьми (в части формируемой участниками образовательных отношений) в виде парциальных образовательных программ: Толстиковой О.В., Савельевой О.В. «Мы живем на Урале», С.Н. Николаева «Юный эколог». Программа описывает специфику содержания образования и особенности организации развития детей 5-го года жизни с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей воспитанников. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации русский. Срок реализации программы: 1 год Рабочая программа имеет определенную структуру и состоит из разделов: Раздел 1. Целевой 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 1.1.2. Принципы и подходы организации образовательного процесса 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей 5-го года жизни 1.2. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования Раздел 2. Содержательный 2.1. Обязательная часть. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, в пяти образовательных областях 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие 2.1.2. Познавательное развитие 2.1.3. Речевое развитие 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие 2.1.5. Физическое развитие 2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, в пяти образовательных областях 2.2.1. Социально-коммуникативное развитие 2.2.2. Познавательное развитие 2.2.3. Речевое развитие 2.2.4. Художественно-эстетическое развитие 2.2.5. Физическое развитие 2.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 5-го года жизни, специфики их образовательных потребностей и интересов 2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов 2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Раздел 3. Организационный 3.1. Описание материально-технического обеспечения основной образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности по пяти образовательным областям 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Распорядок и режим дня 3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5. Особенности организации предметно-пространственной среды. Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи Программы: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; 3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром; 4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 5) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; 7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 8) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Соответствует принципу дифференциации и раскрывается в дифференцированном подходе к воспитанию и образованию детей в соответствии с их возможностями, проблемами. Такая организация образовательной деятельности помогает обеспечить достижение положительной динамики развития каждого ребенка на основе социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений в виде следующих целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного относится к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Рабочая программа рассматривается и принимается на Совете педагогов, утверждена приказом заведующей МАДОУ №7. За качеством реализации рабочей программы осуществляется системный контроль.